Почему сейчас направление на ремонт — это не исключение, а правило?

За последние годы правила игры по ОСАГО заметно изменились. Ещё до 2017 года страховые компании чаще просто перечисляли деньги на счёт пострадавшего, и тот мог чинить авто где угодно. Но с весны 2017 года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, которые перевернули всё: теперь приоритет — натуральное возмещение, то есть ремонт. Да, деньги всё ещё можно получить, но только в отдельных случаях. На дворе 2025-й, и тенденция только усилилась.
Что подразумевается под "натуральным возмещением"?
Если коротко — это когда после ДТП тебе не дают деньги, а выдают направление в автосервис. Тебя не спросят: хочешь ты этого или нет. Закон обязывает страховщика организовать ремонт. Но есть нюансы, и ими можно грамотно воспользоваться, если ты предпочитаешь качественный ремонт, пусть даже не у официалов, но точно не за свои деньги.
Кто имеет право на ремонт, а кто — на деньги?
Когда страховая обязана выдать направление на СТО
Ситуация стандартная: ты попал в аварию, ты не виноват, у виновника есть ОСАГО. В этом случае тебе положен ремонт по полису ОСАГО виновника. Деньги тебе никто автоматически не переведёт. Только если:
- Машина признана тотальной — восстановлению не подлежит;
- Ремонт стоит дороже страховой выплаты;
- СТО нет в твоём регионе;
- У тебя есть инвалидность 1 или 2 группы (в этом случае ты можешь выбрать — деньги или ремонт);
Так что большинство автовладельцев в 2025 году получают направление в автосервис.
Как добиться направления на ремонт: пошаговая инструкция
Если ты всё-таки хочешь направление, а не деньги — или наоборот, страховая тянет время — действовать нужно чётко. Вот план:
- Собери все документы. Это заявление, копия паспорта, реквизиты, фото с места ДТП, извещение о ДТП, справка от ГИБДД (если есть), и документы на авто.
- Подай заявление в страховую. Лучше лично, с отметкой о приёме. Можно через сайт, но бумажка надёжнее.
- Уточни, на какую СТО тебя направляют. Ты имеешь право узнать, сертифицирована ли она, есть ли у неё договор со страховой, и какие сроки ремонта.
- Проверь, соответствует ли СТО требованиям. Она должна находиться не дальше 50 км от места твоей регистрации или аварии, и иметь нужные лицензии.
- Если всё устраивает — езжай на ремонт. Работа должна быть завершена максимум за 30 рабочих дней с момента доставки запчастей.
А если мне всё-таки нужны не услуги сервиса, а деньги?
Когда возможна денежная выплата?
Есть ряд случаев, когда ремонт по ОСАГО не обязателен. Запоминай:
- Автомобиль не подлежит восстановлению;
- Страховая не может организовать ремонт в пределах законного расстояния;
- Ты — ветеран или инвалид 1/2 группы и написал заявление о деньгах;
- У тебя есть серьёзные сомнения в качестве предложенной СТО (и ты это доказал).
В таких ситуациях страховая обязана перечислить компенсацию деньгами. Но будь готов настоять на этом — просто так никто платить не будет.
Советы от бывалых: как не попасть впросак
Проверь СТО заранее
Перед тем как соглашаться на ремонт, посмотри отзывы о СТО, которую предлагает страховщик. Бывает, что мастерская — “дочка” страховой, где экономят на всём: от краски до болтов.
Фиксируй всё документально
Перед сдачей машины на ремонт, зафиксируй текущие повреждения на фото, составь акт приёма-передачи, а после ремонта — акт выполненных работ. Это спасёт, если что-то сделают некачественно.
Не бойся спорить
Если тебе навязывают сомнительную СТО или отказывают в деньгах, можно подать жалобу в Центробанк или обратиться в РСА (Российский союз автостраховщиков). В 2025 году это работает, и страховые уже не так вольны в своих решениях.
Итог: направление на ремонт — это удобно, но с оговорками

Сейчас, в 2025 году, оформить ремонт по ОСАГО — это почти всегда автоматическое решение. Но ты вправе знать свои права и при необходимости выбирать. Главное — не спеши, читай документы, и не позволяй страховой решать за тебя. Ведь цель ОСАГО — не просто соблюдение закона, а реальное восстановление твоего автомобиля без лишних нервов и затрат.
Если всё делать по уму — ремонт будет качественным, а машина снова будет радовать тебя на дороге.


